Теоретически клиент должен всегда иметь доступ к информации о цене продуктов и услуг, включенных в предложения банков по кредитам. Наряду с подписанным контрактом, например, для личного счета, он должен получить информацию о таблице сборов и комиссий по кредиту. Проблема в том, что прайс-листы, созданные банковскими учреждениями, обычно совершенно непонятны для среднего потребителя.
Сокрытие полных прайс-листов или записи их непонятным языком — вот основные «грехи» банковских учреждений в России. В результате таблица комиссий и сборов по кредитам становится либо недоступной, либо полностью неразборчивой для клиента.
«Грехи» банков
Банки выполняют свои обязательства в отношении раскрытия информации о сборах и комиссионных, взимаемых за различные виды деятельности. Однако часто бывает трудно найти, например, желаемую информацию на веб-сайте банка. На какие уловки идут банки, чтобы клиент получил неполную информацию? К ним относятся:
- помещение файлов с таблицей сборов и комиссионных в совершенно непонятных местах на сайте;
- использование непонятной терминологии;
- использование многочисленных сносок, которые заставляют искать желаемую информацию во многих документах;
- искусственное распространение документов — прайс-листы и положения, предназначенные для клиентов;
- отсутствие информации о сборах и комиссионных, связанных с кредитами онлайн,
распределение информации о расходах по различным документам.
Свобода в изменении прайс-листов
Не существует никаких правил, устанавливающих для банков необходимость поддержания фиксированных цен на продукты и услуги в течение, например, годового или двухлетнего контракта. За это время банк может менять свои прайс-листы много раз, и клиенты не влияют на это.
Кодекс этических принципов банковского дела
Кодекс этических принципов, который должен соблюдать каждый банк, публикуется регулярно. Мы находим в нем запись о том, что вся информация об оказанных услугах, а также контракты, банковские документы и письма, адресованные клиентам, всегда должны быть сформулированы наиболее точным, понятным и прозрачным способом.
Легко расширять прайс-листы до непомерных размеров и размещать много примечаний. Нетрудно и размещать важную информацию о кредите мелким шрифтом, который невозможно прочитать без использования увеличительного стекла. Исключением являются учреждения, которые действительно взяли в свои руки Кодекс и понятным образом общаются с клиентом.
Банкам рекомендуется отправлять короткую, прозрачную информацию клиентам — по электронной почте или по почте — о самых важных изменениях в условиях прейскурантов и банковских правил.